Статьи

Сказка, в которой мы живем
Опубликовано: 12.01.2010
«Жили были…» так начинается почти каждая сказка  с которой ребенок засыпает  с раннего детства, поэтому помнит ее и живет с ней всю жизнь. А как он ее выбирает, и почему есть любимые сказки? Выбирает он ее, сказку эту, конечно же, из предложенных вариантов сказок его родными и близкими. Следовательно, его выбор может ограничиваться только рамками тех сказок, которые предложит ему семья и только из сказок любимых в семье он выбирает одну или несколько которые будут близки и любимы  им всю жизнь. А затем те же сказки будет рассказывать, своим детям передавая вместе с сюжетом сказки свою внутреннюю реальность, о которой, может и он сам никогда не задумывался. А если задуматься, то, что можно увидеть в любимой сказке ребенка, или взрослого?  Оказывается много чего.

Для интерпретации сказок  существует целое направление психотерапии, которое так и называется – «сказкотерапия».  Сказкотерапия – это такое направление практической психологии, которое, используя метафорические ресурсы сказки, позволяет людям развить самосознание и построить особые уровни взаимодействия друг с другом. 

Оказывается, при помощи сказки, можно открыть те знания, которые живут в душе и являются в данный момент психотерапевтическими.  Расшифровать знания о мире и системе взаимоотношений в нем, отследить образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни, того или иного человека. А также более объективно рассмотреть проблемную ситуацию, для того, чтобы увидеть ресурс потенциала личности,  и «терапия средой», особой сказочной обстановкой, в которой могут проявиться потенциальные части личности, нечто нереализованное, может реализоваться.

Например, что можно увидеть в любимой всеми нами сказке «Колобок»? Можно увидеть, например жизненный сценарий, при котором  человек, как говорится, «сделал себя сам», «по сусекам помели» и испекли колобок. А также процесс ранней сепарации от родителей, ведь он не успел даже остыть, как отправился в самостоятельный путь, где можно увидеть убегание от опасностей, как защитный механизм. Отсутствие опыта, который не был усвоен в родительской семье, и привело нашего колобка к гибели от льстивой лисы. А где же здесь резерв, ресурс для преодоления критических жизненных ситуаций? Скорее всего, в том, что, нужно научиться, правильно расшифровывать льстивые послания окружающего мира, чтобы это ни привело к плачевному результату. Конечно, это достаточно поверхностная интерпретация, ведь каждый человек по-своему трактует одну  и ту же сказку, но при помощи психоаналитика этот жизненный сценарий можно переосмыслить и придумать новый конец этой с детства знакомой сказки, а вместе с этим и изменить свои поведенческие паттерны, что вполне возможно приведет к иному жизненному сценарию.

И таких сказок, по сценарию которых живет человек с раннего детства, усвоенных подсознательно, вместе с молоком матери, очень много, и если их переосмыслить и изменить, возможно, жизнь станет другой более  податливой для коррекции самим человеком, носителем этих жизненных сценариев. И может тогда  будет легче осознать  ответственность за свою жизнь, и творить ее самостоятельно, творить неповторимую сказку своей жизни, и передавать ее своим детям, для тог, чтобы они,  опираясь на нее, смогли создать свою, во многом похожу на вашу, но неповторимую сказку с присущим им творческим началом.

психолог-психоаналитик
Исаева Ирина
© 2009-2010 Центр профессиональной психологической помощи "Гармония"

Телефоны: +7 (495) 743-48-83, +7 903 777-06-68