Статьи

О методе песочной терапии
Опубликовано: 20.05.2009
"Часто руки знают, как распутать то,
над чем тщетно бьется разум"

К.Г.Юнг

Песок – загадочный материал. Он обладает способностью завораживать человека – своей податливостью, способностью принимать любые формы: быть сухим, легким и ускользающим или влажным, плотным и пластичным. Игра в песок захватывает и взрослых, и детей - вспомните, как приятно бывает присоединиться к игре в «куличики», построить замок на морском берегу или просто смотреть, как высыпается сухой песок из вашей ладони.
Песочная терапия - это уникальная возможность исследовать свой внутренний мир с помощью множества миниатюрных фигурок, подноса с песком, некоторого количества воды - и ощущения свободы и безопасности самовыражения, возникающей в общении с психологом.
Песочная терапия - это возможность выразить то, для чего трудно подобрать слова, соприкоснуться с тем, к чему трудно обратиться напрямую, увидеть в себе то, что обычно ускользает от сознательного восприятия.

Игра с песком предоставляет ребенку возможность избавиться от психологических травм с помощью перенесения вовне, на плоскость песочницы, фантазий и формирования ощущения связи и контроля над своими внутренними побуждениями. Установление связи с бессознательными побуждениями и их выражение в символической форме в значительной мере облегчают  здоровое функционирование психики.
Ребенок в процессе песочной игры имеет возможность выразить свои самые глубокие эмоциональные переживания, он освобождается от страхов и пережитое не развивается в психическую травму. определенным образом реагирует на действия ребенка.

Задачи песочной терапии согласуются с внутренним стремлением ребенка к развитию. Песочная терапия ориентирована на то, чтобы помочь маленькому ребенку:
  • развить более позитивную Я-концепцию;
  • стать более ответственным в своих действиях и поступках;
  • выработать большую способность к самопринятию;
  • в большей степени полагаться на самого себя;
  • овладеть чувством контроля;
  • развить сензитивность к процессу преодоления трудностей;
  • развить самооценку и обрести веру в самого себя.

Цель такой терапии - не менять и переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность ребенку быть самим собой.

Игра ребенка является символическим языком для самовыражения. Манипулируя игрушками, ребенок может показать более адекватно, чем выразить в словах, как он относится к себе, к значимым взрослым, к событиям в своей жизни, к окружающим людям. Игру детей можно оценить более полно, если признать, что она является для них средством коммуникации. Дети более полно и более непосредственно выражают себя в спонтанной, инициированной ими самими игре, чем в словах, поскольку в игре они чувствуют себя более удобно. Для детей “отыграть” свой опыт и чувства—наиболее естественная динамическая и оздоровляющая деятельность, которой они могут заняться.

Игра в песке дает средства для разрешения конфликтов и передачи чувств. Игрушки вооружают ребенка подходящими средствами, поскольку они, вне всякого сомнения, являются той средой, в которой может осуществляться самовыражение ребенка. В свободной игре он может выразить то, что ему хочется сделать. Когда он играет свободно, а не по чьей-то указке, он совершает целый ряд независимых действий.

"Песочная терапия" - одна из тех техник, которые позволяют раскрыть индивидуальность каждого человека, разрешить его психологические затруднения, развить способность осознавать свои желания и возможность их реализации.

В чем особенности и преимущества этого подхода?
Нет никакого правильного и неправильного способа игры в песке – песочные миры создаются без подготовительной работы, без планирования и моделирования и поэтому соответствуют внутреннему миру создателя. Отличие песочной терапии от других психотерапевтических форм в том, что она позволяет создавать мир с помощью символов и образов. Один символ или образ может передать чувства, эмоции, конфликты, больше, чем сто слов. Особенно это помогает детям, которым трудно облечь свои переживания в слова.
 
Какова роль психолога?
Ребенок, играя, создавая мир, всегда показывает, что его волнует на данный момент. Песочница, комната и, конечно, психолог, создают у ребенка чувство безопасности, защищенности. В такой особой атмосфере психолог «слушает» игру ребенка, помогая любую психотравмирующую или конфликтную ситуацию проиграть в песочнице. Играть в песок можно и одному во дворе, на берегу моря, где захочется и без психолога. Но, в отличие от профессионального психолога,  не все знают, что делать и как помочь «песочный опыт» проживания разных событий сделать жизненным опытом самого ребенка.
 
Это, наверное, только для детей?
Достоинство песочной терапии в том, что она может применяться не только с детьми, но и с взрослыми. Каждый из нас в детстве играл в песочнице или строил замки на песке у моря и чувствовал себя счастливым творцом, создателем. Песочная терапия возвращает к памяти детства, раскрывает «внутреннего ребенка» во взрослом человеке. Именно позволяя себе играть, мы общаемся с миром и с самим собой, снимаем внутреннее напряжение, восстанавливаем свою психическую целостность, находим правильные для себя решения.
© 2009-2010 Центр профессиональной психологической помощи "Гармония"

Телефоны: +7 (495) 743-48-83, +7 903 777-06-68