Статьи

Истерический характер с психоаналитической точки зрения. Описание и диагностика
Опубликовано: 16.06.2009
Как известно, психоанализ начал свою историю с попытки понять истерию (например, случаи Анны О. и Доры, анализируемые З. Фрейдом). Связь женской истерии с сексуальностью известна давно. Скрытое или неприкрытое кокетство походки, взгляда, речи выдает, прежде всего у женщин, истерический тип характера.

Истерический характер специфически отличается фиксацией на оральной и эдипальной стадии развития. В основе истерического характера у женщин – соперничество с обесцененной матерью. При этом мужчины воспринимаются как сильные и восхитительные, а женщины – как слабые и незначительные. По отношению к мужчинам бессознательно проявляется страх, ненависть и зависть, а женщины воспринимаются как соперницы. Парадоксально, но внешнее проявление сексуальности используется как защита от истинной сексуальности. Истерическая личность боится удовлетворения своего желания. Если истерическая женщина преподносит себя как весьма сексуальную, это вовсе не является настоящей сексуальной готовностью. Истерическому характеру свойственны сильные и неудовлетворенные генитальные импульсы, заторможенные генитальной тревожностью, вследствие этого он постоянно ощущает себя в опасности. Истерический характер хочет своим сексуальным поведением  выяснить, угрожает ли опасность и откуда она может прийти.

Хотя этот тип личности наблюдается чаще всего у женщин, не являются исключением и истерически организованные мужчины. У мужчин при истерическом типе характера может проявляться мягкость и чрезмерная вежливость, а также женственные черты лица и женственные манеры. Причины формирования истерического характера у мужчин – раннее соблазнение и фрустрированная сексуальность. В дальнейшем сексуальная сфера становится доминирующей, где мужчина стремится реализовать себя и одержать победу (в борьбе за фаллос, так как основной страх здесь – страх кастрации).

Большинство людей с истерической организацией личности можно отнести к невротическому уровню, так как их психологические защиты считаются более зрелыми, но существуют также истерические люди пограничного и психотического уровня, для которых характерны истерические психозы.

Основной страх, присущий истерическим личностям – это страх перед необходимостью,  окончательностью и ограниченностью стремления к свободе. Он становится побудительным импульсом центробежных тенденций и стремления к переменам у истерических личностей. Они стремятся к переменам и свободе, жаждут всего нового и рискованного, боятся ограничений, традиций, закономерностей и порядка, не любят привязанностей, обязанностей и какого-либо планирования. Живут от мгновения к мгновению, без четких планов и целей, в ожидании нового. Окружающим они кажутся непредсказуемыми и непостижимыми. Часто такие люди не осознают своего страха перед необходимостью и окончательностью. Он заменяется страхом открытых улиц и площадей (агорафобией) и страхом замкнутого пространства (клаустрофобией) или страхом перед животными.

Люди с истерической структурой личности характеризуются высоким уровнем тревоги, напряженности и реактивности – особенно в межличностном плане. Это эмоциональные, сердечные, энергичные и интуитивно человечные люди, которые часто попадают в ситуации, связанные с личными драмами и риском. Но для окружающих эмоциональность истерических личностей кажется поверхностной, искусственной и преувеличенной.

Истерические личности не делают для себя выводов из своих неудач и не приобретают опыта, если их поведение не соответствует требованиям и ожиданиям окружающих. Их склонность к соблазнам объясняется общей неудовлетворенностью собой и своей жизнью, сопровождающейся жаждой ярких впечатлений и удовольствий.

Главное ощущение себя при истерии – чувство маленького, пугливого и дефективного ребенка в мире, где доминируют сильные и чужие другие. Несмотря на то, что люди с истерическим складом личности часто выступают как контролирующие и манипулирующие, их субъективное психологическое состояние совершенно противоположно.

Стержневой поведенческой чертой является привлечение внимания к себе окружающих. Наиболее часто для этого используется общительность, специфическая показная манера поведения, преувеличение эмоциональных реакций и важности собственных мыслей, поступков, манипулирование другими. При этом попытки привлечь к себе внимание всегда сопровождаются отрицанием заинтересованности в этом и реакцией возмущения на такое предположение. Самое непереносимое для истериков – равнодушие со стороны окружающих.

Обоим полам свойственно акцентировать свою сексуальную привлекательность, для чего обычно используется поведенческий рисунок не сексуальной агрессивности, а фривольности, флирта, подчеркивания своей неотразимости. При этом часты сексуальные дисфункции – аноргазмия у женщин, импотенция у мужчин. Такое нарочито сексуальное поведение имеет целью не удовлетворение желания, а подтверждение собственной привлекательности в глазах других.
Внешняя экстравертированность поведения сопровождается эгоцентричностью, фиксацией на удовлетворении своих потребностей, пренебрежением нуждами других людей, что делает эмоционально интенсивные отношения с окружающими поверхностными и нестабильными.

Истерические личности "любят любовь". Они ищут в любви прежде всего подтверждения своего Я, воспринимают любовные отношения как кульминацию всей своей жизни. Поскольку самооценка истерических личностей зависит от доказательств любви к ним партнера, они ненасытны в средствах и способах получения этих доказательств. Нередко попадают в "любовные треугольники", где подсознательно повторяется их положение между двумя родителями. В такой ситуации истерические личности как бы возобновляют свое соперничество с матерью или отцом.

Для диагностики истерического типа личности состояние должно соответствовать по меньшей мере четырем из нижеследующих качеств и поведенческих стереотипов:
  1. показной характер, театральность поведения или преувеличенное выражение своих чувств;
  2. внушаемость, легкое подпадание под влияние окружающих или ситуативных воздействий;
  3. поверхностный, лабильный аффект;
  4. постоянный поиск возбуждающих переживаний и деятельности, в которых субъект находится в центре внимания;
  5. неадекватное подчеркивание своей сексуальности во внешности  и поведении;
  6. чрезмерная озабоченность своей внешней привлекательностью.

Елена Осадчая,
психолог-психоаналитик
© 2009-2010 Центр профессиональной психологической помощи "Гармония"

Телефоны: +7 (495) 743-48-83, +7 903 777-06-68